История выделки кожи

Свойства[ | код]

Пластичность сыромятной кожи выше, чем у дублёной кожи. Но некачественно выработанная сыромять после намокания с последующим высыханием или просто со временем может потерять изначальную мягкость и даже ороговеть, как сырая кожа. От этого сыромять предохраняет наличие в ней определённого количества жира, оставшегося после выделки, и дымового дёгтя в дымлёных изделиях. Некоторые изделия, ради сохранности, время от времени подвергают дополнительному жированию, смазке дёгтем и дымлению. После этих операций сыромять приобретает кремовый, желтоватый или разной интенсивности коричневый цвет. Также, чтобы повысить водонепроницаемость, применяют пропитывание кровью.

Для улучшения качества, сыромять иногда подвергают лёгкому дублению. Это достигается при окрашивании оленьих кож ольховой корой в рыжевато-бурый цвет, смачивании слитым чаем или отварами других дубильных растений.

Более уязвима белая сыромять. Особенно если она ещё и не пропитана жиром. Одежда из такой кожи имеет ряд недостатков, так как может не только затвердеть после намокания, но и легко загрязняется. Индейцы для чистки одежды из белой кожи используют белую глину. Для отбеливания кожи также выставляют на солнце. Толстая сыромять тоже нередко остаётся белой.

Изделия из сыромятной кожи также красят, разрисовывают, наносят горячее тиснение и используют для разнообразных видов вышивки.

Свойством сыромяти является то, что, промокнув, она «раскисает», то есть становится несколько осклизкой на ощупь. Это проявляется в разной степени, в зависимости от способа выделки. Сыромятная кожа не имеет специфического запаха, который свойственен кожам промышленного дубления. В зависимости от метода обработки, она имеет свежий мясной запах или запах жира, которым пропитана. Сильно и своеобразно пахнет продымлённая кожа. Неприятный запах издаёт сыромять, пропитанная дёгтем или ворванью. Для придания приятного запаха кожаной одежде индейцы Великих равнин хранили её вместе с ароматной травой — англ. sweetgrass. Важным свойством сыромятной кожи является то, что она остаётся фактически всё той же сырой кожей, то есть вполне съедобным продуктом. Поэтому в трудных ситуациях вещи из неё варили и ели. Дублёные кожи для этого гораздо менее подходят из-за содержащихся в них химикатов и более долгой варки.

Не все из существующих видов сыромятных кож принято называть сыромятными. Это можно объяснить следующим образом. Если расположить в ряд кожи разных способов выделки, где в начале будет сырая кожа, затем сыромятная без каких либо пропиток, а на другом конце — кожи дублённые самыми сильными химикатами, то, что естественно, между ними будут располагаться промежуточные способы выделки. Разница между всеми способами заключается в способности пропитывающих веществ создавать слабые или более сильные связи с коллагеновыми волокнами дермы, и в обратимости этих связей. Поэтому, чем труднее вымыть эти вещества и вернуть кожу в первоначальное состояние, тем больше причин называть кожу дублёной. И наоборот. В реальности же название во многом зависит от сложившейся традиции.

Женщина виннебаго за изготовлением оленьей кожи. Ок. 1880 г.

Процесс строгания при изготовлении парфлеша. Ок. 1935 г.

Комментарии[ | код]

  1. Отсюда ряд производных слов: сыромятничий, сыромятничать, сыромятничанье, сыромятничество.
  2. По другой версии, так называли любые неокрашенные кожи.
  3. Также мячильная, мячинная, мятильная или мяхчильная кожа. Но название «мякотная кожа» расширительно относилось к выделанной шкуре овцы или козы, к замше или сафьяну. А также к способу выделки именно мягких кож.
  4. Также, возможно, и от саамского «равва» или «ровва» — одеяло из шкуры. От него же и русское (кольск.) «ро́вва» — выделанная шкура оленя с ворсом и одеяло с мешком для ног из оленьей шкуры.
  5. Сравните с польским ircha (от лат. hircus — коза) — протирочная замша из кожи овцы и других животных. Также искусственная.
  6. Но не ясно, являлись ли ирха, вежь и мездрянка той же ровдугой или это была настоящая замша.
  7. Ремни, на которых привешиваются к седлу стремена.
  8. Ремни для стреножения лошадей.
  9. Постолы, опинки, опанки, опинчи.
  10. Чарыки, чирки.
  11. Buckskin, скупаемая в больших количествах у индейцев Юго-Востока нынешних США и Испанской Флориды, поставлялась для изготовления сёдел, легин, обуви, перчаток, ремней, кнутов, бриджей и фартуков, в том числе и в Европу. В середине XVIII века жёлтые бриджи из неё были рабочей одеждой рабочих и носились членами всех социальных классов Англии (en:Panton, Leslie & Company).
  12. Без особой обработки сыромятная тетива не отличается прочностью и влагостойкостью.
  13. Парфлеши в форме конвертов — это вьючные парные сумки, предназначенные для перевозки их на лошади. Парфлеш делается лицевой стороной внутрь, которая может окрашиваться охрой. На наружной бахтормянной стороне рисуются узоры. Если орнамент резной, то лицевая сторона направлена наружу.
  14. Для креплений охотничьих лыж лучше подходит хорошо продымленная лосиная кожа.
  15. Более безопасными для собак являются изделия из «литой» кожи, а не из прессованной в пачку. Имеется также вероятность присутствия в коже вредных химикатов, что зависит от конкретного производителя.
  16. Существуют и гораздо более дешёвые имитации — кожи мягкого дубления с шлифованным лицом, называемые англ. brain tan look. Фактически это шлифованный велюр.
  17. Белая кожа чаще использовалась для церемониальных одежд. Одежда из белой кожи у них стала очень популярна только в 40-е годы. XX века, когда вошёл в моду образ «индейской принцессы».
  18. В кожевенном производстве применяется и химическое растворение или «сжигание» волоса.
  19. Отсюда и происходит кожевенный термин, применяемый к процессу, предшествующему собственно сгонке (сбивка волоса, дернение) волоса — «золение».
  20. Два последних метода является не всегда надёжны, так как могут приводить к подгниванию кожи (что, однако, не является препятствием для дальнейшей выделки).
  21. Желательно полное удаление сосочкового (волосяного) слоя кожи, но это не всегда возможно если сосочковый слой является является основным по толщине в достаточно тонкой коже (например, в овчине).
  22. Печень — варёная или гнилая, мозг — варёный (минут 15) или свежий. Свежий мозг предварительно выдерживается при комнатной температуре около 5 часов после забоя (Цыбуля В. А. Выделка шкурок в домашних условиях. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. — С. 92, 93. — ISBN 978-5-17-037414-4 . — ISBN 978-985-16-2107-7 ).
  23. Он же Фомитопсис лекарственный, Fomitopsis officinalis. Применяют якуты.
  24. Этод метод был известен в Мавритании и странах Азии, а также в Древней Греции (дефа) и Риме (алута). С Востока в Европу метод попал в начале XVIII века через венгерских мастеров, приглашённых во Францию.
  25. Вообще, возможно применение и других веществ: кальцинированной соды, ацетона, бензина. Но без понимания особенности каждого способа, результат получить проблематично.
  26. Название указывает, что кожи в процессе мятья белеют.
  27. От лимарь (южн., зап.), вернее, рамарь (немецк.) — шорник (В. И. Даль).
  28. Отсюда — «иршеник» (кто производит), «иршить» (выминать в замшу), «иршеный», «ирховый» (замшевый, возможно, сыромятный) (В. И. Даль).

Терминология сыромятной кожи[ | код]

В XVI—XVII веках в России существовало несколько обозначений, относящихся (иногда предположительно) к сыромятной коже. В отличие от дублёных кож, имеющих определённый цвет, сыромятная входила в категорию «белая кожа», к которой, видимо, относилась и квасцовая сыромять, а также кожа жирового дубления — замша. С XVII века используется термин «чёрная кожа». Предполагают, что так назывались дублёные кожи, пропитанные дёгтем. Но такая пропитка применялась и для некоторых видов сыромяти.

Одновременно с названием «сыромятная кожа» существовало другое распространённое на Русском Севере и Северо-Западе, сейчас устаревшее, название — «мячина» (мяхчина), от слова «мять». От него происходит ещё одно название кожевников — «мешинники».

Сыромятную замшевидную кожу, выделываемую кожевниками народов Севера, Сибири и Северной Америки, в литературе обычно называют «замшей». В российской этнографии её также принято обозначать словом «ро́вдуга». Этот термин известен ещё из грамоты 1586 г. «Ровдуга» или «ровдога» (арханг., колымск.) происходит от саамского roavggo — полость саней из шкур. Другое старинное название оленьей или козьей сыромятной замши, «ирха», было известно в Сибири и Новгороде. В Новгороде её изготовлением занимались особые кожевники — «ирешники». В Архангельской губернии употреблялись также слова «вежь» (от вежить или очищать кожу) и «мездрянка» (от мездрить). Также в России безлицевую сыромять из кожи лося или оленя называли «лосина». У донских казаков белая сыромять с лицом носит название «кислина».

На Западе эту кожу чаще всего называют «оленьей кожей» (англ. buckskin, deerskin), так как первоначально это действительно всегда была кожа оленя. Часто встречается и другой термин — «кожа мозгового дубления» (англ. brain tanning). Более грубую сыромять с лицевой поверхностью называют просто — «необработанная кожа» (англ. rawhide, raw hide). Имеются и другие . В Северной Америке также используется слово французского происхождения для обозначения жёсткой кожи индейской выделки — «парфлеш» (фр. parflèche, англ. parfleche).

Уход

Натуральную кожу следует беречь от прямых солнечных лучей и воздействия воды. Если вещь намокла под дождем, ее просушивают в естественных условиях, вдали от обогревательных приборов. Стирать кожу не нужно. Достаточно локальной чистки увлажненной губкой. При сильных загрязнениях выручит мыльный раствор. Если же речь идет о ворсистых разновидностях кож – нубук, замша, то предпочтительна сухая чистка.

Можно ли покрасить кожу в домашних условиях? На помощь придут подручные средства, которые сохранят природную красоту материала. Для белого изделия подойдет смесь молока и взбитого белка, для коричневого – кофейная гуща. Блеск и свежесть вернет нашатырный спирт. Им протирают изделие, а затем наносят тонким слоем глицерин. Это поможет как смягчить кожу, так и усилить естественный блеск.

Если изделие замялось после хранения, то как разгладить заломы? Есть несколько способов решить эту проблему:

  • нанести разглаживающий спрей для кожи;
  • положить на место залома тяжелый предмет, например, книги;
  • дать изделию отвисеться над паром;
  • нанести масло или глицерин, разгладить и дать впитаться;
  • распылить смесь столового уксуса и кондиционера для стирки.

Гладить изделия нежелательно. Но если другого варианта нет, то это делают с изнанки при малой температуре утюга через ткань.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этим материалом! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Как отличить искусственную замшу от натуральной

Визуально кожа натуральная и искусственная очень похожи, неопытному человеку сложно выявить подделку. Распознать оригинальную замшу можно так:

  1. Натуральный материал, царапины, пористость, микротрещины на котором заметны, смотрится естественно, неоднороден. Поверхность заменителя идеально ровная, без царапин.
  2. Фактура натурального полотна неровная, толщина от центра к краю меняется, так цвет окраса тоже получается неоднородным. Толщина искусственной замши однородна по всему полотну, окрас идеально равномерный.
  3. На ощупь структура натуральной кожи нежная, эластичная, струящаяся, бархатистая, мягкая, обладает рыхлостью, структура искусственной – шероховатая.
  4. Если понюхать материал, можно уловить кожистый, терпкий аромат замши, искусственный пахнет синтетикой, краской, клеем или запах отсутствует.
  5. Проведя по ворсу натурального полотна, можно обнаружить, что оттенок следа стал светлее – это ворсинки поменяли наклон. На искусственном ворс почти сразу возвращается на место, след исчезает.
  6. Замша от длительного прикосновения нагревается, температура искусственного полотна остается прежней.
  7. Натуральный материал виден по срезу: края куртки, обуви не подгибаются, срез цельный. Искусственная замша подгибается по краю, сгиб имеет тканевую прослойку для прикрепления полимерных волокон.
  8. Натуральная кожа почти сразу впитает воду, оставив темное пятно, с искусственной капля скатится или останется на поверхности.
  9. Стоимость натуральной замши гораздо выше.

Выделка[ | код]

Но по сравнению с просто сырой кожей (необработанная кожа, сырица), сыромятная кожа проходит больше этапов обработки.
Все способы выделки сыромяти в основном имеют один порядок операций: мездрение шкуры; обезволашивание (если требуется); различные способы пропитки кожи нужными веществами (не для смягчения, как часто представляют, а для разрыхления и предотвращения последующего слипания коллагеновых волокон); сушка с одновременным или последующим разминанием. Иногда пропитку и сушку заменяет вымораживание и затем, если надо, проводится жирование. Возможно и полное исключение пропитки: лишь медленная сушка и более или менее интенсивное разминание путём нанесения ударов (для парфлеша). Для сыромяти типа ровдуги чаще ещё проводится финальная операция — дымление.

Обезволашивание | код

Обезволашивание или дернение, то есть удаление волоса, можно разделить на два основных способа: с сохранением лица и с удалением лица. В первом случае волос удаляется примитивными способами (сбривается, выщипывается, выбивается камнем, подпаливается); сгоняется химически (например, раствором гашёной извести, сернистого натрия или древесной золы); используется процесс ферментации при квашении или же просто достигается разложение волосяных луковиц отопреванием, то есть при оставлении шкуры на некоторое время в тепловатой воде или в помёте животных (в Полесье это называлось «потение в навозе»). При втором способе волос соскабливается, срезается или просто срывается вместе с лицевым слоем. Возможно и совместное применение этих методов.

Пропитка | код

Традиционно для пропитки при производстве сыромятной кожи используют жиры, в том числе ворвань и костное масло (англ. neatsfoot oil), печень и мозг животных, же́лезы (селезёнка), крепкий отвар из костей, рыбий и мясной отвар, рыбью икру, содержимое желудка животного, молочные продукты (простокваша, айран), яичный желток, разведённые водой гнилушки, отруби, нефть, олений помёт, мыло, гриб трутовик Лиственничная губка и старую человеческую мочу. Полярные охотники на морского зверя используют для пошива обуви шкуры тюленей, после того как они обработаются в солёной воде, длительное время послужив в качестве поплавков. Сыромятную тетиву для лука можно изготовить, замочив её в свежей крови животного. Для птичьих шкурок применяют посыпание картофельным крахмалом.

В русских методах выделки применяют кислые квасы или кисели из муки и отрубей. Такую кожу ещё называют «полусыромятью» или «квашеной кожей». При производстве так называемой «венгерской сыромяти» используются квасцы (квасцевание). Квасцевание применяют после киселей или как отдельный метод.
Существует ещё один современный вариант выделки — пикелеванием, при котором применяются нейтральные соли (поваренная соль) и слабые растворы различных кислот (серной, уксусной, муравьиной).

Разминание | код

Важным этапом является разминание (мятьё) (для тонких кож — потягивание), вручную или методом топтания. При этом часто используются простейшие и несколько более сложные приспособления (протаскивание через верёвку, через кол с острым ребром, использование мялки «беляк», протаскивание ремней через щель в различного вида лещадях (лещётках) или через донскую мялку, используют толчение в деревянной ступе, мятьё в мялках в виде зубчатых челюстей, выкручивание подвешенного рулона кожи с использованием груза и силы инерции или применение донской мялки на конной тяге). Есть и такой старый метод как жевание зубами (народы Севера), в котором к тому же участвуют ферменты слюны. В России ремни из сыромяти проходили процесс «посадки», путём протаскивания их через па́рные палочки с прямоугольными вырезами. За счёт чего они максимально вытягивались, калибровались и приобретали нужный профиль. На донской мялке и во время посадки ремней кожи обильно жируются.

Дымление | код

Дымление (копчение) насыщает кожу дёгтем, который предохраняет её от затвердения, способствует консервации, благодаря наличию в нём формальдегидов и придаёт окрас. За редким исключением, дымлению подвергают только тонкие виды сыромяти. Его производят или в специальном помещении, или просто сшивая кожу в трубу или мешок и подвешивая её над тлеющим огнём. Качество дымления может снижать образование складок на коже, попадание на неё снега или капель воды, а также слишком сильный или коптящий огонь. Последнее устраняют, исключая смолистые породы дерева и используя гнилушки.

Важные моменты во время подготовки к выделке

Выделка овечьих шкур должна проводиться быстро, сразу же после гибели животного. С каждой минутой они теряют привлекательность, в результате чего цена овечьих шкур падает в несколько раз. Обрабатывают шкуру поэтапно, а именно:

  • выдерживание;
  • мездрение;
  • пикелевание;
  • стирка;
  • дубление и высушивание.

Для начала шкурку нужно внимательно просмотреть. Если на ней присутствуют остатки сала, мяса или сухожилий, их необходимо убрать. Для этого можно воспользоваться ножом. После этого требуется очистить шкуры от различного мусора. После этого шкура овчины складывается пополам и перекладывается на несколько часов в прохладное место.

У шкуры может присутствовать плохой запах, от него обязательно нужно избавиться, ведь стоимость шкуры животного зависит в том числе и от ее аромата.

История

Дубление c. 1880 г.

Таннер, Нюрнберг , 1609 г.

Очистка коры болиголова для кожевенного завода в Праттсвилле, штат Нью-Йорк , в 1840-х годах, когда он был крупнейшим в мире.

Английское слово, обозначающее дубление, происходит от средневекового латинского tannāre , производного от tannum ( кора дуба ), от французского tan (танбарк), от старо-корнуолльского tann (красный дуб). Эти термины связаны с гипотетическим протоиндоевропейским * donu, означающим «ель». (Это же слово является источником древневерхненемецкого танна, означающего «пихта», связанного с современным Танненбаумом ). Несмотря на лингвистическую путаницу между совершенно разными хвойными деревьями и дубами, слово загар, относящееся к красителям и типам консервации шкуры, происходит от гауличского употребления, относящегося к коре дуба (первоначальный источник танина), а не к ели.

Древние цивилизации использовали кожу для изготовления мехов , сумок, сбруи и снаряжения, лодок, доспехов , колчанов , ножен , обуви и сандалий . Дубление производилось жителями Мехргара в Пакистане между 7000 и 3300 годами до нашей эры. Около 2500 г. до н.э. , то шумеры начали использовать кожу, прикрепленную на медных , на колесницах колеса .

Раньше дубление считалось вредным или «пахнущим» делом, и его относили к окраинам города, среди бедняков. Действительно, дубление древними методами настолько отвратительно пахнет, что кожевенные заводы все еще изолированы от тех городов, где используются старые методы. Кожи, как правило, поступали на кожевенный завод высушенными, жесткими и грязными от земли и запекшейся крови. Во-первых, древние кожевники замачивали кожу в воде, чтобы очистить и смягчить ее. Затем они истирали кожу, чтобы удалить остатки плоти и жира . Волосы удаляли, пропитывая кожу мочой , окрашивая ее смесью щелочной извести или просто давая коже разлагаться в течение нескольких месяцев, а затем погружая ее в раствор соли. После того, как волосы были распущены, кожевники соскребали их ножом. После удаления волос дубильщики «размягчали» материал, вбивая навоз в кожу или пропитывая кожу раствором мозга животных. Брожение было ферментативным процессом, который основывался на ферментах, вырабатываемых бактериями, обнаруженными в навозе. Среди обычно используемых видов навоза были собачий и голубиный.

Исторически в процессе дубления использовалось растительное дубление. В некоторых вариантах процесса на кожу наносили кедровое масло , квасцы или танин в качестве дубильного агента. Когда кожа растягивается, она теряет влагу и впитывает агент.

После внедрения в медицине замачивания кишечных швов в растворе хрома (III) после 1840 года было обнаружено, что этот метод также можно использовать с кожей и, таким образом, был принят кожевниками.

Виды и их свойства

Всякую кожгалантерею снабжают фигурным значком, подтверждающим натуральность материала. При этом характеристики у сырья, использованного в производстве, могут существенно отличаться. Материал классифицируют по разным признакам. Кожа КРС имеет собственную классификацию:

  • опоек – шкура молочных телят, нежная и эластичная;
  • выросток – кожа, полученная из телят, перешедших на взрослое питание, по свойствам похожа на опоек, но более грубая;
  • полукожник – шкура с молодняка до 1,5 лет;
  • яловка – коровья шкура;
  • бычок – кожа, полученная с молодых быков.

Виды кож по методу выделки подразумевают:

  • сырец – минимальная обработка;
  • сыромятная кожа – малораспространенный в настоящее время материал, разрыхленный и прошедший жирование;
  • дубленая кожа – шкура, обработанная алюминиевыми, хромовыми, циркониевыми или иными дубящими веществами.

Наиболее ценная часть шкуры – чепрак. Его получают из спинной части. Выделяют чепрак ременной 3 – 3,5 мм, сумочный и др. Большое количество дефектов имеют вороток, пола, пашины.

При обработке шкур получают материал с разными свойствами:

  • замша – козья или оленья шкура, прошедшая жировое дубление. Отличается мягкостью и ворсистостью;
  • велюр – перевернутая шкура, обработанная хромовым дублением. Велюр обувной толщиной 1,2 – 1,4 мм считается самым ходовым. Также выпускается материал одежно-галантерейного назначения;
  • спилок – серединный слой кожи с искусственной поверхностью. Выделяют спилок ременной толщиной 2,0 – 2,2 мм, обувной и др.;
  • лайка – мягкая, эластичная кожа без морщинок, используется для перчаток;
  • дубльфас – прессованная кожа из натуральных отходов. Содержит синтетический материал, который склеивает фрагменты в ходе прессования;
  • нубук – шлифованная шкура преимущественно КРС;
  • шевро – мягкая козья шкура;
  • напплак – лакированная кожа;
  • юфть – толстая брюшинная шкура КРС, известна, как «русская кожа».

Современное производство

При обработке шкуры животного ее делят на три части, которые преобразуют или удаляют, в зависимости от назначения изделия. Первый слой самый тонкий. Второй является основным и образован из белковых и коллагеновых волокон. Из него формируется изделие. Третий слой состоит из жиров. Степень его удаления зависит от последующей обработки.

При выделке получают дубленую, сырую или сыромятную кожу. Свежая кожа содержит гибкие волокна, которые делают ее мягкой. При высыхании волокна дубеют, и сырье легко ломается. Чтобы избежать этого, применяют дубильные вещества, которые отделяют волокна друг от друга и не дают сырью затвердеть. Ранее использовали натуральные дубильные вещества, с ростом химической промышленности применяют недорогие искусственные компоненты. При обработке кожи другим способом образуются жиры, которые мешают ей засыхать.

Изготовление изделий проходит следующие этапы:

  1. Мездрение удаляет остатки эпидермиса и жиров на шкуре, лишних компонентов.
  2. Обеззоливание позволяет удалить остатки минеральных солей, которые образовались в процессе дубления. Если данный этап пропустить, то качество сырья резко ухудшится. Кожа станет ломкой.
  3. Промывка обычной водой — заключительный этап. После этого шкура отправляется на этап изготовления кожи.

Необходимое оборудование и цены на него

Организовывая производство кожи полного цикла, придётся оборудовать цеха специальными установками: отмочными барабанами, ёмкостями для дубления, бочками для окрашивания, строгальными машинами, кронштейнами для сушки и рядом других аппаратов.

Не обязательно покупать новое оборудование, можно сократить затраты и сделать закупки подержанной техники. Например, в интернете можно найти объявления со следующими ценами:

  • отжимной станок для выделки шкур — от 10 тысяч долларов;
  • промышленный строгальный станок — от 2 тысячи долларов;
  • мездрильный станок — от 10 тысяч долларов;
  • двоильный станок — от 15 тысяч долларов.

Оборудование для производства кожи обычно иностранного происхождения (например, Германия, Чехия, Китай).

Особенности кожи

Кожа — естественный материал, сделанный из шкур животных. Так же, как никакие два животных не одинаковы, никакие две части кожи не идентичны. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются «марками различия» в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию.

Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако, подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.

Есть много факторов, которые могут вызвать изменение в коже животного, как его возраст, климатические условия, пища и забота, сезон, в который животное было забито, и навык, используемый в дублении. Все это будет подробно рассмотрено в других разделах.

Россия на мировом рынке

Лидерами кожевенно-обувной промышленности являются Турция, Италия, Испания, Франция, Китай, Корея. Итальянская кожа является самой востребованной. Россия занимает второе место по импорту кожаных изделий турецкого производства.

Производители отмечают, что в РФ изготавливается более плотное сырье, что гораздо выгоднее для использования готовых изделий. 80 % качественного сырья вывозится в другие страны, внутри остается 20 % низкокачественной кожи.

Экономический кризис и санкции привели к увеличению мощностей кожевенной промышленности. Но ресурсы страны не позволяют одеть всех россиян в обувь отечественного производства.

Дубление

выполняется в растворе хромовых квасцов (алюмокалиевые квасцы можно применять только в смеси с хромовыми), 2 — 3% карболовой кислоты, или в отваре дубовой или ивовой коры. Можно пользоваться отваром ивовой коры, так как квасцы надо доставать, фенол (карболовая кислота) неприятно пахнет, да и вреден, дуб слишком загрубляет шкуры, а ива всегда под рукой и окрашивает кожу в приятный кремовый цвет. Рецепт таков: потребуется кора с ивовых деревьев, у которых пушистые листья. Пригодна и ветла. Заполняют корой кастрюлю (плотно, но не трамбуя). Заливают водой и кипятят полчаса, затем сливают раствор, добавляют 30 — 50 г соли на 1 л, остужают. Шкуру можно не замачивать, а пропитывать мездру, многократно нанося раствор кисточкой. Шкура должна пропитаться дубителем. После этого шкуру складывают мездрой внутрь и оставляют на сутки на пролежку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WOW Этикетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: