Характеристики и описание материала гобелен
Процесс изготовления вручную подразумевал создание узоров или рисунков при переплетении нитей основы разного цвета. История создания таких тканевых шедевров началась еще до нашей эры, но нарицательное обозначение этот вид ткани получил благодаря первой мануфактуре братьев Гобелен, которая специализировалась на плотных декоративных материях. Про трикотаж от Иваново и каталог одежды Злата читайте здесь.
Состав: из чего делают
Изготовление имеет много вариаций, в основном за счет комбинирования разных по структуре, расцветке, плотности волокон.
Нити основы играют важную роль в формировании рисунка, а все дополнительные — позволяют разнообразить узор дополнительными декоративными элементами.
Какие волокна используются:
- натуральная шерстяная ткань;
- шелковые нити;
- хлопок;
- вискоза;
- акрил;
- полиэстер, его производные.
Чаще всего сырье для материи идет смешанное, когда свойства натуральных волокон дополняются прочностью, практичностью, износостойкостью искусственных добавок.
Свойства и качество
Главные качества, которыми можно описать эту ткань: плотность, объем, разнообразие фактуры. Саржевое переплетение позволяет получить уникальные комбинации расцветок, повторяющийся или уникальный рисунок, сложное декорирование. Гобеленовая ткань обычно состоит из одного, двух или трех слоев, что определяет ее прочность, малую сминаемость. При должном уходе материя не деформируется со временем, отличается долговечностью, надолго сохраняет яркость расцветки. Про римские шторы для детской комнаты расскажет эта ссылка.
Преимущества и недостатки
Безусловным плюсом является высокая декоративность. В зависимости от используемого узора, это может быть имитация вышивки, текстильные картины, анималистические или растительные принты. Про бежевую ткань для мебели Etro Max читайте в этой статье.
Помимо всего прочего, материя отличается большой практичностью, хорошо сохраняет свою структуру, может похвастаться еще рядом дополнительных преимуществ.
Основные достоинства:
- Износостойкость.
- Долговечность.
- Цветоустойчивость.
- Плотность.
Полотна приятны на ощупь, не выгорают на солнце длительное время. Самым критичным недостатком считается жесткость, несминаемость, несколько грубоватая основа. Кроме того, для долговечной службы полотно нуждается в особом уходе, сухой чистке, минимальном контакте с водой. Про мебельные ткани Инстрой читайте тут.
Производство
Первые изделия изготавливались вручную, поэтому сам процесс отличался длительностью, кропотливостью роботы. С появлением ткацких станков производство значительно ускорилось. Примечательно, что современные станки, несмотря на значительные изменения конструкции, используют практически тот же принцип создания тканевых композиций, что его предшественники.
Для основы полотна берутся плотные натуральные (лен, дамаск, шерсть) нити, на которые вплетаются другие волокна.
Самыми редкими дорогими считаются гобелены из шелка, которые не изготавливают в массовом производстве.
Декор ткани выбирается из множества вариаций орнаментов, цветочных мотивы, геометрических узоров. Популярность получили тканевые картины, а также восточные орнаменты.
Виды гобеленовых тканей
Классификация волокон проводится по типу плетения (одно- иди двухсторонний рисунок), плотности, использованным материалам. Современные материалы подразумевают применение специальных пропиток, которые облегчают уход, придают полотну дополнительные характеристики. Про описание мебельной ткани кордрой узнайте в этом материале.
Техника гобелена. Начальные этапы.
Техника гобелена довольно проста, но для больших работ требует усидчивости и терпения.
После того как на раму натянута нить основы, можно браться за работу. Хорошо если у вас будет картон (эскиз работы). Но если его нет это ничего страшного. Ведь задача первого гобелена — познакомится с техникой ткачества. Для начала можно попробовать рисунок из простых горизонтальных полос, рисунок должен быть простым.
Размер первого гобелена не надо брать большой — 20*20 см вполне будет достаточно.
Теперь проложим уравнительную плетенку. Она распределяет нити на пары и фиксирует расстояние между ними. Концы уравнительной плетенки – привяжем к боковым планкам рамы – чтобы зафиксировать будущее полотно.
Хлопчатобумажную нить надо проложить позади нитей основы, привязывать один конец к боковой планке рамы, обвиваем вокруг первую нить основы и делаем петлю, в которую протягивают часть нити, лежащую за основой, до получения новой петли. Для тех кто вяжет – это цепочка воздушных петель , которую также можно делать крючком. Только эта “цепочка из воздушных петель” фиксирует нити основы.
Второй конец уравнительной плетенки закрепляем за другую боковину.
Теперь прокладываем несколько рядов простого утка из нити х/б. Получится край приблизительно в 1 см, который потом будет подгибаться и и подшиваться с изнанки к готовой работе.
Обычный уток – это простое переплетение. Нить прокладываем свободно, проложив несколько рядов прибиваем колотушкой или вилкой. Иначе полотно будет стягиваться , а этого допускать не надо. И так полотно будет иметь необходимую плотность.
Крайние нити основы обвиваем восьмеркой, если гобелен маленький – то крайнюю нить просто обвиваем вокруг. Это укрепит край.
<?php related_posts(); ?>
Для больших работ будет удобно работать с “ремизками”. для создания “зева” – в нем прокладывается нить утка, надо проложить круглую палочку между нечетными и четными рядами.
Теперь с помощью палочки четные нити выделяются вперед. для тога чтобы сменить зев, к нечетным нитям привязываем льняные или хлопчатобумажные нити. Это “ремизки”. если соединить несколько ремизок в один узел по 4-8 нитей, то потянув за узел поменяется положение зева. использование ремизок удобно при выполнение больших работ , для изготовления мини- гобелена можно пока обойтись без них.
Попробуйте проложить несколько рядов чередуя разные цвета.
В технике гобелен можно делать гладкие и ворсовые полотна , получая разную фактуру за счет способов переплетения. В следующем посте будут способы соединения нитей и фактуры переплетения.
П.с.: прошу прощения за плохое качество фото. По возможности все пересниму.
Какую выбрать ткань для гобелена
Технология шпалер включает разные виды материалов:
- шерсть/шелк;
- хлопковые ткани;
- акрил/полиэстер;
- вискозное полотно.
Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.
Современный сюжет
Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола
Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет
Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.
Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки
Два котика
Описание
Гобелен в интерьере Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.
Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.
Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.
Тканый материал обладает следующими достоинствами:
- прочность за счет сложного плетения;
- стойкость к повреждениям и смятию;
- высокая плотность и отсутствие деформации;
- многообразие орнаментов и ярких расцветок;
- приятные тактильные ощущения;
- не накапливает пыль;
- не линяет и не выгорает;
- легкий и простой уход.
Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.
История происхождения и состав материала
Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.
В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.
Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.
Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.
За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.
Гобелен (61 фото): что это такое, техника изготовления
Существуют разные техники ткачества, освоив которые, вы сможете соткать неповторимые гобелены. Давайте рассмотрим 5 основных техник: соединение цветов разных фрагментов гобелена, выполнение линий вертикальных и наклонных и несколько не традиционных, но очень интересных по выполнению техник. Также прекрасно выглядят гобелены, которые украшены разными декоративными элементами.
Техники соединения цветов
Для того, чтобы соединить два разных цвета на вашей работе, можно использовать два способа.
Первый способ это соединение цветов через одну нитку основы. Это значит, что нить одного цвета заканчивается на нити основы, с которой начинается плетение нитями другого цвета. В результате получается гладкое полотно, в котором один цвет переходит в другой.
Второй способ ткачество фрагментов разных цветов встык. Это значит, что заканчивается фрагмент одного цвета на одной нити основы, а фрагмент другого цвета начинается на соседней нити основы. Этот способ более распространен, так как помимо перехода цвета он дает некоторую рельефность и прозрачность контуров, что очень украшает гобелен.
Техника ткачества вертикальных, наклонных линий и округлых элементов
В ткачестве гобелена можно выполнить любую линию прямую вертикальную, горизонтальную или наклонную, а также вы сможете сделать элемент любой изогнутой или округлой формы. С помощью такого разнообразия на гобелене можно изобразить сложные детальные объекты, пейзажи, людей или животных. Для этого следует в точности по заданному контуру выполнять соединение и переход ниток двух цветов. Простым переплетением нитей двух цветов можно сделать вертикальные линии. Для наклонных линий более характерна техника соединения двух цветов соединением нитей в отдельных местах. Также такая техника подходит для округлых элементов или элементов с изогнутыми формами. Места стыков двух цветов, которые не соединяются, образовывают контур и небольшой просвет между элементами, который придает дополнительный рельеф и объем деталям.
Круговая техника
Круговая техника не так широко распространена, однако заслуживает должного внимания. Ткачество гобелена в этой техники предполагает расположение цветных нитей утка в круговом направлении. В этой технике ваш гобелен будет больше похож на картину, сделанную крупными мазками кисти. Для работы в этой техники лучше использовать более толстые нити, так как они лучше подчеркнут текстуру вашего гобелена. Освоив эту достаточно сложную технику можно создавать поистине не ординарные произведения искусства.
Контурная техника
Для того чтобы подчеркнуть контур объекта можно использовать контурную технику. Для этого вам потребуется обвить рабочей нитью сразу две нити основы (переднюю и заднюю). Обычно для придания контура используются более толстые нити.
Техника плетения декоративных элементов жгутов
Декоративные жгуты, вплетенные в узор гобелена, придадут вашей работе интересный вид. Поэтому техника декоративных жгутов комбинируется с обычным тканым полотном гобелена. Обвивать декоративными жгутами можно как одну нить основы, так и несколько. Жгуты, выполненные в этой технике, можно использовать для окантовки фрагментов гобелена и как самостоятельные декоративные единицы, соединяя разные фактуры и цвета нитей.
Техника декорирования гобелена перьями, бусами, сухими травами и другими элементами
В процессе ткачества гобелена можно использовать наряду с разными нитями другие декоративные элементы. Так, например, замечательно смотрятся в композиции гобелена вплетенные кусочки кожи или интересные стебли трав. Применяя кубинское волокно сизаль, вы добьетесь эффекта прекрасной золотистой окраски гобелена. Отдельные пряди волокна вплетают вместе с рабочими нитями, а концы пряди оставляют свободными на лицевой стороне гобелена это придает эффект пушистости и объема.
Также в полотно гобелена можно вплетать перья птиц или стебли соломы или злаков и даже тонких бамбуковых палочек. Прекрасно смотрится на гобелене искусно вплетенные бусины и бисер. Для этого на нитку утка нанизываются бусины, и она прокладывается как в простом тканом полотне через 1 нить основы или настилом через несколько.
Освоив все эти разные техники, вы сможете с каждым разом создавать еще более прекрасные картины гобелены. Главное что здесь нет никаких ограничений для вашей фантазии и творчества.
Что такое гобелен: фактура и состав
Прежде всего, гобелен для обивки мебели – очень плотный и тяжелый текстиль. Это объясняется способом изготовления: многослойное жаккардовое переплетение, для которого используется огромное количество нитей (оно может быть больше, чем в жаккарде, в 10 раз!). Нити при изготовлении такой ткани применяются самых разных цветов и оттенков, что позволяет создавать неповторимые рисунки. В самом дорогом гобелене это изображение старинных картин, в других – цветочные и абстрактные узоры.
Гобелен имеет очень древнюю историю. Раньше его прочность обеспечивалась использованием шерсти или шелка. Сегодня роль «упрочнителей» мебельных тканей играют синтетические волокна. Современный обивочный текстиль выпускают из таких волокон, как:
- шелк;
- шерсть;
- хлопок;
- вискоза;
- полиэстер;
- акрил;
- люрекс.
К ним добавляют даже золотые или серебряные нити, что дает возможность выпускать очень нарядные разновидности для самых взыскательных покупателей. При этом более прочные нити используют как основу, а более мягкие и эластичные – как уток. Именно эти нити, покрывая основу в нужном порядке, создают неповторимые узоры.
Общие сведения
Название ткани гобелен переводится с французского, как декоративный ковер, шпалера, которая не имеет ворса. Это особый вид техники, позволяющий создавать картины, рисунки и орнаменты. Раньше на подобных коврах изображали сюжеты из мифов и легенд, библейские истории и т. д. Красиво смотрятся ткани этого вида с орнаментом витиеватой формы.
Раньше все гобелены выполнялись вручную. Поэтому стоимость подобных тканей была очень высокой. Горизонтальные нити утка переплетались с вертикальными нитями основы. При создании материала применяли шерсть, шелковую нить, вплетали золото и серебро. Признаком роскоши и высокого положения хозяев дома в обществе считалось наличие не одного, а серии гобеленов, которые создавались в одном сюжетном направлении.
Как и раньше, создание гобеленов является искусством. Его производят на специальных машинах. Подобную ткань ныне применяют для создания мебели. Ее называют жаккардовым плетением. Гобелен своими руками создать сложно. Такая работа стоит очень дорого.
Изделия
Из этого материала изготавливают шторы, покрывала и накидки на диваны, кровати, наволочки для подушек. Можно встретить такие украшения для дома, как салфетки, скатерть, панно. Существует отдельное направление в изделиях из гобелена – иконы. Они не просто украшают помещение, а еще и служат символом благополучия и покоя в доме.
Необычное оформление изголовья
Шторы
Шторы из гобелена имеют хорошие эксплуатационные характеристики, они износоустойчивы. Такие шторы не будут выгорать на солнце, на них не появятся комочки, они достаточно длительное время будут сохранять свой благородный вид. Натуральный материал мягкий и нежный на ощупь.
Шторы из гобелена износоустойчивые
Такие шторы в гостиной придадут интерьеру больше торжественности. Кроме того, они плотные и защитят от переизбытка солнечных лучей. Через них не видно будет даже силуэты.
Лучше всего подходят для гостиной комнаты
Для классического стиля подбирают тяжелые шторы из гобелена. Полотно хорошо будет сочетаться с любым тюлем, главное обеспечить надежное крепление для штор.
Для больших комнат подбирают шторы темных оттенков, например, черный, синий, бардовый, коричневый и т.д. Для маленьких помещений лучше подойдут светлые пастельные оттенки. Они помогут визуально увеличить пространство в комнате.
Для маленьких помещений выбирайте портьеры светлых оттенков
Гобеленовые портьеры мало подходят к таким стилям как минимализм, лофт или хай-тек. Но, если разумно подойти к оформлению помещения, то и такие вещи можно правильно сочетать.
Правильно сочетайте с выбранным стилем
Подушки
Подушки из гобелена достаточно практичны. Они пользуются большим спросом. Гобелен – это сюжет или орнаментный рисунок на крепких тканях без ворса. Эти рисунки создаются путем использования цветных шерстяных и шелковых ниток. Такая ткань получается не только крепкой, но и красивой.
Область применения
Сфера применения ткани гобелен определяется плотностью. Для производства одежды слишком плотное полотно не подойдет, так как ему трудно придать нужную форму, предпочтительнее материал с плотностью до 180 грамм на квадратный метр.
Чаще всего гобелен используют в обивочных целях для кресел, диванов и так далее. Мебельная ткань не может быть тонкой, так как подвергается значительным нагрузкам в процессе эксплуатации, поэтому плотность гобелена для мебели варьируется в диапазоне от 250 до 350 грамм на квадратный метр.
Еще из гобеленового полотна изготавливают декоративные подушки, сумки, шторы, покрывала – для них берется среднеплотная ткань.
Гобеленовые ковры и картины бывают любой плотности, но чем они толще, тем богаче смотрятся и дольше служат.
Секреты производства
Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.
Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.
Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.
Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.
Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.
Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.
Уход за гобеленовой тканью
Чистка штор из гобелена
Современные ткани пропитывают специальными защитными растворами. Мебельную обивку и аксессуары стараются чистить сухими методами, потому что вода и растворители только распространяют загрязнения по материи.
Синтетически окрашенные изделия, которые могут линять, или прихотливые шелковые и шерстяные гобелены очищают тампонами из ваты или даже кистями.
Допускается отдавать гобеленовые ткани в химчистку. При самостоятельной стирке в домашних условиях ткань может полинять, сесть или деформироваться. Гобелены берегут от влаги (воду следует тут же промокнуть впитывающей гигроскопичной тканью) и от постоянного воздействия прямых солнечных лучей.
Гобеленовые ткани – это плотный, тяжелый, богатый материал, который выглядит очень привлекательно и сложно. Шпалеры украшают интерьер, из них выполняют различные аксессуары, дополняющие одежду. Современные обработанные гобелены прекрасно защищены от грязи, но все же требуют деликатного ухода и внимательного отношения, для того чтобы можно было сохранить их красоту надолго.
Использование гобеленовой ткани в декоре помещения придает интерьеру стилизованную, аристократическую атмосферу, роскошь.
Гобелен в литературе
Гобелены упоминаются в исторических романах, в художественных произведениях как богатая, часто сделанная вручную ткань. Вот и в павильоне, который построен для торжественной передачи Марии Антуанетты французскому дофину, стены украшены этой тканью.
«Ценнейшие гобелены архиепископского дворца скрывают наскоро возведенные деревянные стены, университет Страсбурга дал балдахин,богатые страссбургские горожане прекрасно обставили павильон,» — пишет Стефан Цвейг. Правда, неудачно выбран сюжет: миф о Ясоне и Медее. Иоганн Вольфганг Гете, бывший при этом событии, это заметил: гобелены будто предсказывают трагическую развязку этой свадьбы.
История появления жаккарда
Франция считается законодательницей моды и стиля. До сегодняшнего дня французы расширили сферу производства новыми материалами, одним из которых стал жаккард. Изобретателем этой материи был Жозеф Мари Жаккар, который происходил из рода династии ткачей в Лионе. В начале XIX века он смог изменить функции ткацкого станка и представить усовершенствованную модель, с помощью которой можно было направлять нити по определённой схеме для получения крупных орнаментов по всему тканевому полотну. В результате производства получались ткани с привлекательным двусторонним рисунком.
Сам Наполеон был поражён невиданной красоте новой материи. Он обеспечил Жаккарда пожизненной пенсией, закрепил за ним право на авторство ткани и указал воздвигнуть памятник ткачу. Материал сразу завоевал популярность и стал часто использоваться в украшении интерьеров богатых домов.
Интересно, что станки, созданные Жаккаром, практически не претерпели изменений до сегодняшнего дня. До сих пор в швейном производстве используется та же технология плетения полотна с использованием различных нитей, что и в позапрошлом веке.
Что такое гобелены. Краткая история возникновения.
На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?
Гобелен (от французского gobelin) — вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.
Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды — прообразы современной шпалеры.
Самые ранние европейские шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель.
Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.
Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.
Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.
Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.
В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.
ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.
Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.
Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.
Обзор составила: Ольга Мичурина
Нетканый гобелен. Мастер – класс
Мастер-класс рассчитан на педагогов, родителей, детей школьного возраста.
Назначение: оформление интерьера, создание подарка своими руками.
Цель: создание картины в технике нетканого гобелена Задачи: Развитие творческих способностей, Воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, усидчивости, бережного отношения к природе;
Знакомые с детства родные ромашки Мы рвем на лужайке у тихой реки, Как белые звезды, средь розовой кашки Они развернули свои лепестки. Рождественский В. Ромашки.
Название “ромашка” – исконно русское, возникшее в результате словесных метаморфоз. В лечебнике XVI века упоминается пупавка римская, которая потом превратилась в романову траву, затем в роману, а позже – в ромашку. На языке цветов это означает: “милая простота”.
Я предлагаю изготовить картину “Ромашки” в технике нетканого гобелена. Эту технику называют также ковровая техника вышивания или ковровая вышивка, махровая вышивка, техника продергивания, вышивка петлей.
На западе она получила название Punch Needle (продергивание). Истоки этой техники на самом деле неизвестны, как неизвестно, кто изобрел специальную иглу для ковровой техники. Процесс работы доставляет огромное удовольствие. Вышивать в этой технике можно любую картину, фотографию или рисунок. При желании можно создавать свои собственные рисунки и переносить их на полотно.
Материалы и инструменты необходимые для работы: • канва, • нитки “мулине”, “ирис”; • игла для ковровой вышивки, • пяльца, • ножницы, • копировальная бумага, • рамочка
2. Желательно закрепить ткань в пяльцах так, чтобы весь рисунок оказался внутри. (Я не использовала пяльца, а натягивала ткань руками)
Декоративные элементы в стиле винтаж
Оформление комнаты в стиле винтаж будет неполным без использования декоративных элементов. Они должны быть тщательно подобраны, чтобы не допустить ощущения выставки или просто захламлённости пространства. Наиболее распространённые предметы, соответствующие винтажному стилю: старинные часы; резные шкатулки; фарфоровая посуда; оригинальные подсвечники; расшитые скатерти; вязаные салфетки; нежные шторки с вышивкой ришелье; тряпичные куклы; медные статуэтки; чёрно-белые фотографии в рамках.Обязательный атрибут винтажного стиля — букет сухоцветов зимой и живые цветы — летом. Самые востребованные материалы — медь, керамика и дерево.
Преимущества и недостатки
Красота и привлекательность изделий из гобелена неизменно привлекает к себе внимание. Из преимуществ этого вида текстиля отмечают:
- универсальность в использовании (можно сшить гобеленовые шторы, а можно — диванную подушку);
- высокую прочность (даже с помощью ножниц ткань режется с большим усилием);
- простоту в уходе;
- долговечность (яркость красок сохраняется в течение длительного времени);
- химическую стойкость.
Основные недостатки:
- ткань тяжелая;
- имеет высокую стоимость.
Когда-то гобелен изготавливали вручную и использовали в качестве декора для украшения жилых помещений. В те времена иметь эту материю могли только состоятельные люди, поскольку его производство было дорогостоящим. Изготавливали, в основном, панно, картины.
Уникальные качества, разнообразие цветовых решений привлекают внимание к такому материалу. В настоящее время область его применения расширилась:
- портьеры из гобелена;
- обивка мебели и чехлы для нее;
- изготовление одежды и аксессуаров;
- обивка стен;
- покрывала и шторы из гобелена;
- декоративные наволочки.
Современные гобелены можно сдавать в химчистку, очищать от пыли с помощью пылесоса или мягкой щетки, стирать. Не рекомендуется часто подвергать изделия стирке и химчистке — постепенно будет нарушаться структура ткани.
При длительном хранении изделия из гобелена рекомендуется свернуть в рулон (во избежание образования заломов). Если на ткани образовалось трудновыводимое пятно, рекомендуется сдать изделие в химчистку.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
От фараонов до наших дней
Первые образцы материалов с цветными вытканными изображениями были найдены в древнеегипетских гробницах. Впоследствии гобеленовые ткани распространились по всему Востоку, откуда были завезены в Европу крестоносцами. Долгое время созданные вручную тканые картины являлись преимущественно церковным атрибутом. Свое современное наименование они получили лишь в XII веке, и оно связано с основателем этого производства Жилем Гобеленом. Уроженец Реймса основал в парижском предместье красильное производство, его дела пошли очень успешно, и по легенде, основанной на звучании этой фамилии («гоблин»), ремесленнику помогали в работе сверхъестественные существа.
Со временем семья Гобелен занялась еще и изготовлением ковров, разбогатела и продала свои мастерские в собственность короля. На этой мануфактуре работали ткачи из Амстердама, эскизы для изображений создавали знаменитые художники, а выпущенная продукция использовалась только для украшения дворцов. Согласно правилу тех времен, гобелен – ткань, произведенная только в мастерских, носящих это имя. Аналогичный материал, изготовленный в другом месте, назывался шпалерой. Сейчас этого правила практически не придерживаются, и материал гобелен в основном выпускается серийным способом на фабриках во всем мире. Начиная с XIX века его производят на жаккардовых станках с использованием хлопка, льна и других волокон.