Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунтовка холста
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
- Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
- Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
- Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
- Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.
Как проверить качество грунтованной основы?
- На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
- Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
- Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
- Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
- Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
- В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Виды чернил
Существует три популярных вида краски для нанесения изображений на холст. Рассмотрим каждую из них:
Печать сольвентными чернилами
Процесс печати мы детально рассмотрели в статье о сольвентной печати. В случае с холстом механика не меняется — печатают на цифровых принтерах или широкоформатных плоттерах.
Сольвент дает стойкое изображение на натуральном волокне, но четких контуров ждать не стоит. Чтобы повысить качество картинки, в макете прорисовывают контуры изображений. Субъективное мнение полиграфистов: сольвентными чернилами лучше печатать интерьерные полотна с невысокой детализацией.
Еще один момент — безопасность. Циклогексагон в составе сольвентных красок — весомая причина не вешать такую картину в жилом помещении. Есть в продаже экосольвентные чернила, но приставка «эко» означает не экологичность состава, а экономность. То есть такой подвид краски просто на 70 % менее агрессивен (и, соответственно, менее устойчив к выгоранию), но называть его полностью безопасным для здоровья человека нельзя.
Печать водорастворимыми чернилами
Главный плюс этого выбора — четкость мельчайших деталей. Подходит для фото, и не только портретных, крупным планом, но и для групповых, на которых искажения — не редкость. Минус технологии — низкая стойкость.
По сути, водорастворимая краска — это обычный пигмент с низким содержанием добавок. Он хорошо покрывает холст, пропитывает верхний слой материала. Но также хорошо выгорает под прямыми солнечными лучами. Из-за этого способ печати не сильно востребован.
Водорастворимые чернила хорошо передают оттенки и переходы цвета
Печать пигментами
Из 10 центров полиграфии 9 предлагает нанесение изображений пигментными красками. Безопасный состав и высокая стойкость картинки привлекают потребителя. Основа красок — масло, за счет которого изображение выглядит сочно, цвета насыщенные, яркие. Оттенки, полутона, переходы передаются с высокой точностью — никаких сюрпризов в стиле «ожидание — реальность» не будет.
Пигментные краски подходят как для стандартных форматов (А4, А3), так и для широкоформатной печати струйными принтерами. Несмотря на фактуру носителя, покрытие получается равномерным и плотным. Этому способствуют гликоли и глицерин в составе чернил. Есть универсальные составы, которые подходят для большинства печатающих устройств, а есть фирменные. Свои пигментные краски выпускают лидеры отрасли — HP, Canon, Epson.
Как выбрать холст для печати?
На холсте можно печатать фотографии, портреты, художественную графику, репродукции картин, при этом качество изображения будет напрямую зависеть от правильного выбора материалов.
Все материалы можно разделить на натуральные, синтетические и комбинированные.
Натуральный холст изготавливают из льна или хлопка, покрывают составом, благодаря которому можно печатать с высоким разрешением. Он обычно имеет белый с желтоватым отливом цвет и несколько грубоватую текстуру, достаточно плотный. Текстура натурального холста выглядит как рукотворная ткань.
Изображение на льняном холсте более долговечное, он прочен, устойчив к изменению температур. Однако цена его выше, чем у хлопкового. Хлопковый же более ровный, что обеспечивает точное отображение мельчайших деталей.
Синтетический холст делается из искусственного материала, он тоньше и имеет более холодный оттенок.
На рынке много холстов из комбинации растительных и синтетических волокон: лен или хлопок + полиэстер. Количество синтетических волокон может составлять от 30% до 60%, в зависимости от этого соотношения получится разная эластичность и стойкость печати.
Натуральный | Синтетический | |
Достоинства | — быстро сохнет; — визуально похож на картину ручной работы; — натуральный холст плотнее; — имеет теплый оттенок. | — высокая прочность; — не провисает, не рвется при натягивании на подрамник; — за счет белизны, изображения получаются более яркими; — устойчив к переменам температуры; — не впитывает влагу и запахи; — выбор фактуры: крупноячеистая, мелкоячеистая, полотняное плетение, двунитка; — не горюч, он плавится; — более ровный (одинаковые показатели толщины по всей длине);- выгодная цена. |
Недостатки | — особые требования к температуре воздуха; — при попадании влаги может деформироваться. | — имеет глянцевый эффект, что затрудняет аккуратное нанесение лакового покрытия. |
Выбирая холст нужно исходить из характера изображения и условий помещения, где оно будет находиться.
Синтетический может быть основой для интерьерной печати или наружной рекламы, использоваться в помещении с высокой влажностью, перепадами температуры. Он хорош для графики и фотографий, а натуральный стоит выбрать для репродукций живописи, чтобы картина выглядела близко к оригиналу. Покрытие фактурным гелем с эффектом мазков придаст полное сходство с произведением написанным художником.
Поверхность холста может быть глянцевой или матовой.
Матовый отличается выраженной фактурой, отсутствием бликов. На нем лучше всего смотрятся изображения с мелкими деталями, он хорош для портретов. Также подходит для случаев, когда отпечатанное изображение будет покрыто фактурным гелем. Учтите, что цвета на матовой поверхности получаются менее насыщенными, чем на глянце.
Напечатанное на глянце бликует при интенсивном освещении, за счет покрытия получается ярким и насыщенным. Такая поверхность хороша для ярких пейзажей или картин с мягкими полутонами.
Художественный холст
Под словом «холст» не подразумевается какой-либо особенный материал – как правило, это различная ткань, которую используют для живописи. Художественные холсты отличаются по ряду характеристик, для определенных техник подходят различные виды ткани.
Холсты для живописи имеют ряд преимуществ перед другими материалами – такие картины легко скручиваются, сохраняются и перевозятся, что удобно для транспортировки выставки.
В то же время ткань очень нежная, ее легко разорвать, проколоть, деформировать, да и из-за своих особенностей материал легко поддается действию влаги и температуры.
Грунтованный или негрунтованный?
Грунт — это промежуточный слой, который наносится на основу. Нужен для обеспечения прочной связи основы и слоя краски, а также для создания нужной фактуры и цветового фона.
Негрунтованный холст
Рассчитан на то, что основу для живописи будут готовить сами художники и больше подходит тем, кто уже знаком с основами живописи.
Грунтованный холст
Поверхность таких полотен уже подготовлена к работе — на нее нанесена проклейка и грунт. Применяются также грунтованная бумага и картон.
Виды грунтов
Способ изготовления грунта важен для прочности накладываемого на него красочного слоя.
Клеевой грунт
Подходит для картин маслом и для любых основ. С ним хорошо проявляют себя масляные краски, они быстро просыхают и не растрескиваются.
Эмульсионный грунт
В воде нерастворим. Подходит на все основы. Подходит для рисования маслом, водорастворимыми красками. Техника живописи – самая разная. Лучше, чем клеевой, взаимодействует с масляными красками.
Масляный грунт
Для живописи маслом, наносится на все основы. Не подходит для рельефной живописи. В случае самостоятельного нанесения имейте в виду, что просушка занимает не менее одного года.
Акриловый грунт
Предназначен для работы маслом, акрилом, темперой. Наносится на любые основы.
Что такое холст
Изначально так называли полотно изо льна, различное по степени отбеливания и толщине, выполненное полотняным способом. Самым ценным считался тонкий белый лен, одежду из которого шили для знатных и состоятельных людей.
Фактура холщовой ткани
Из чего делают холст
В современной текстильной промышленности название «холщовая ткань» относится к плотным материалам, выполненным методом полотняного переплетения и прошедшим разные этапы отделки. Традиционно сырьем для них служат растительные, синтетические волокна или волокна смешанного состава, а именно:
- лен;
- хлопок;
- джут;
- конопля;
- синтетические — полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые;
- сочетание хлопка или льна с синтетическими.
Льняной материал Полотну натурального состава присущи следующие свойства:
- долговечность и прочность;
- воздухопроницаемость;
- отсутствие аллергических реакций;
- устойчивость к загрязнениям;
- прочность.
Важная информация! Материал на ощупь довольно жесткий, имеет не особо привлекательный вид, присущ серо-желтый оттенок. Для ежедневной носки пригодны ткани средней и низкой плотности, которые от стирки к стирке становятся мягче и белее.
Синтетические и смесовые материалы отличаются еще большей прочностью, но плохо переносят высокие температуры, могут даже расплавиться. Кроме того, они практически не впитывают влагу, что является существенным недостатком в случае применения их для пошива одежды и изготовления товаров для ухода за домом.
Для чего нужен холст
Особой популярностью натуральный холст пользуется при изготовлении этнической одежды и аксессуаров. Вышивка на одежде, скатертях и наволочках привносит сельские нотки в общую атмосферу.
Скатерть с отделкой кружевом
Синтетические ткани в основном используют для перевозки грузов, почты, сыпучих продуктов. За счет влагостойкости искусственного упаковочного материала товар долго не портится. Пользуется большим спросом холщовая подарочная упаковка сувениров, посуды и игрушек.
Вам это будет интересно Название шерсти из ягненка, овцы или барана: свойства и применение
Холщовые мешочки для трав
Кроме того, холст — это вид ткани, на которой пишут картины. Картины на холсте удобнее перевозить, их можно свернуть в рулон. Холщовая основа более долговечна и дешевле деревянной, позволяет создавать картины большого размера.
Полотно для живописи
Особенности живописи на холсте
Прежде, чем начать писать картину, необходимо подготовить основу для картины и инструменты.
- Сам холст, из чего сделан бы он ни был, необходимо закрепить на подрамнике и загрунтовать, если он не огрунтован заранее. Далее вертикально установить его на мольберт — специальную подставку.
- Следующий этап — смешение красок на палитре до получения требуемого оттенка. Краски смешивают специальным металлическим шпателем с деревянной ручкой — мастихином.
- Кисти должны быть жесткими, из упругой щетины. Ими удобно наносить густые мазки и придавать объем.
- Для корректировки и исправлений понадобится резиновый скребок или влажная тряпочка.
Особенности нанесения масла на холст
Каждый слой краски должен быть таким же по толщине, как предыдущий, или немного толще, иначе по картине пойдут трещины. Слой должен полностью высохнуть, прежде чем будет нанесен следующий, иначе изображение смажется и будет выглядеть «грязным».
Продолжительность работы с маслом — не более 12 часов подряд, после чего картину необходимо оставить на просушку. Нет особого требования в порядке нанесения картины, можно начинать работать с любого места. Для того, чтобы оценить сочетаемость цветов между собой, лучше всего нанести самый светлый и самый темный участок и далее оттенки сравнивать с ними.
Нанесение красок на полотно
Материалы для детей и взрослых
Есть несколько сфер использования красящих составов. В зависимости от типа работы и кто ее выполняет и следует выбирать краски.
Чаще всего малыши рисуют на бумаге, поэтому родители делают выбор в пользу акварели. Это экологически чистые составы с большим цветовым спектром. С ними работают в детском саду, в школе и дома. Отличаются акварельные краски прозрачностью. Такая характеристика достигается благодаря наличию в составе пигментных частиц, которые не видно невооруженным взглядом.
Качество красок полностью зависит от компонентов и их пропорций. Сложно рисовать с помощью трех-четырех цветов, поэтому производители предлагают варианты от 8 цветов. Среди недостатков – низкая светостойкость. В составе красок для рисования на бумаге тонкодисперсный порошок, камедь в качестве связующего составляющего, глицерин, антисептик, активное вещество, препятствующее скатыванию.
В магазинах предлагают оформительский вид красок. Для живописных работ подходит художественная акварель. Медовые краски для детей – это первые изделия, с которыми чаще всего знакомится школьник. Они недорогие, подходят для художественно-оформительских работ. Подходят кисти разных размеров. Хранить краску нужно при температуре от 0 до 30 градусов.
Пальчиковые краски для детей можно использовать с раннего возраста. Они подарят яркие впечатления, так как рисовать можно пальцами, без применения кисточки. Достаточно окунуть пальчик в воду, затем макнуть в краску. В состав входят безобидные пищевые красители. Если малыш оближет пальцы, ничего страшного не случится.
К профессиональным, кроме акварели и гуаши, относят акриловые краски. Они водостойкие, не тускнеют, после высыхания не изменяют, а на поверхности отсутствуют трещины. Выпускаются в жидком и густом виде, что позволяет создавать интересные фактуры.
Одной из древних красок является темпера. Она очень яркая, не меняет тон со временем. За счет быстроты высыхания ценится среди профессиональных художников. Это интересный материал, функциональный по своим возможностям. С ее помощью создают эффект акварели и гуаши.
Работать можно одной краской, но создается впечатление, что на картине несколько видов лакокрасочных материалов. Краски долговечные, долго не смываются водой. Можно комбинировать с другими красками. Наносятся на холст, на дерево, на картон, на стекло, на бетон и штукатурку.
Масляный вариант выпускается в тюбиках. Это краска для профессиональных художников с опытом. Такими красками изображают природу и человека. Получаются реалистичные объемные образы.
Краски выпускают и в виде маркеров. Ими легко рисовать, а затем вытирать губкой. Неоновые краски светятся в темноте. Из наносят на дерево, бетон, ткань. Применяют в наружной рекламе, в дизайне интерьера. Такие виды красок больше подойдут детям постарше. Они помогают развивать логику. Ребенок с удовольствием выкладывает свои мысли на одежде и подручных материалах.
Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается
Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.
Описание, применение
Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.
Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).
Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.
Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.
Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.
История материала
Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.
Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.
Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.
Свойства: плюсы и минусы
Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:
- высокая прочность;
- долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
- экологичность, гипоаллергенность;
- воздухопроницаемость;
- термоизоляция;
- гигроскопичность;
- устойчивость к загрязнениям;
- невысокая цена;
- устойчивость к сминанию;
- декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
- не накапливает статическое электричество;
- не скатывается.
Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.
К недостаткам ткани относятся:
- жесткость,
- грязный натуральный оттенок.
Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.
Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.
Как ухаживать
Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:
- Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
- Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
- Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
- Использование отбеливателей допустимо.
- Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.
При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.
Подрамник и виды основы для холста
Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.
Пример холста в подрамнике
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.
- Деревянные рейки изготавливают из твердых пород дерева – сосны, березы, дуба, бука, хорошо переносящих перепады влажности и температуры.
- Алюминиевые отличаются небольшим весом и долговечностью, но их острые углы и края могут прорезать полотно.
- Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
- Пластиковые подрамники, хотя и дешевы, но ненадежны и неудобны в работе, с их помощью нельзя как следует натянуть полотно.
Они отличаются и по конструкции.
Глухой подрамник
Модульный подрамник
У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.
У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.
Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.
- Холст на основе из толстого картона – отличный вариант для начинающих живописцев и учащихся. Он подходит для эскизов и этюдов небольшого формата, выполненных акрилом или маслом. Позволяет оформлять работу в стандартные рамы.
- Основа из оргалита или древесно-волокнистой плиты отлично справляется с многослойным красочным покрытием и обилием декоративных элементов. Минусы: она намного тяжелее, чем картон или даже холст на подрамнике, кроме того, может прогибаться к центру тяжести.
- Холст в рулоне – это оптимальный вариант для поклонников крупномасштабных работ. От рулона отрезается кусок полотна нужного размера, и художник фиксирует его на подрамник или плотную основу самостоятельно. С одной стороны, это весьма экономичное решение, с другой – натяжка полотна на любую основу требует определенных навыков.
Какой холст выбрать – хлопок или лен
В зависимости от выбранного материала рабочее полотно имеет определенные эксплуатационные характеристики. Наиболее популярный материал – лен и хлопок.
Льняное полотно
Лен – самое древнее полотно, которое используется для живописи на протяжении многих столетий. Опытные художники отмечают, что картина на основании из льна выглядит благородно и роскошно.
При покупке основы для картины следует осмотреть всю поверхность – она должна быть однородной, исключается наличие пятен, узловатостей и полос. Еще один критерий выбора – направление нитей – качественное изделие предполагает строго параллельное направление. Если линии не параллельны, это значит, что полотно натянуто неровно.
Преимущества льняного полотна:
- не восприимчив к влаге;
- не провисает (при условии, что холст правильно натянут);
- устойчив к механическим повреждениям;
- лен подходит для работы мастихином.
Недостатки:
- дорого стоит;
- достаточно тяжелый (в сравнении с хлопком).
Хлопковый холст
Первые хлопковые полотна появились в прошлом веке в Соединенных Штатах Америки. Специалисты отмечают, что хлопковый холст отлично подходит для рисования маслом и акрилом. Сегодня, хлопчатобумажные полота самые популярные. Однако, проверить долговечность картин невозможно, ведь хлопок в качестве холста начали использовать не более века назад.
Преимущества
- Цена хлопкового холста меньше стоимости льняного.
- При условии грамотной натяжки полотна, на нем очень удобно работать любыми красками и в любой технике.